Минпромторг РФ намерен возобновить субсидирование закупок регионами трамваев, троллейбусов и электробусов. На закупку последних из бюджета выделят 1,35 млрд. рублей.
Проект постановления опубликован на портале раскрытия информации www.regulation.gov.ru. Предполагаемые субсидии на закупку троллейбусов составят от 130 тысяч до 3 млн руб., трамваев – 3,5 млн руб. В финансово-экономическом обосновании проекта сообщается, что по программе будет закуплено 150 трамваев и троллейбусов – это 58% от общего выпуска в 2014 году.
Также ведомство предлагает субсидировать закупку регионами электробусов. Прогнозируемый объем – 900 штук – в 6 раз больше, чем трамваев и троллейбусов вместе взятых. Размер субсидий – от 130 000 до 3 млн руб.
Хотя общая стоимость программы в документе не указана, «Ведомости» подсчитали, что исходя из средней стоимости субсидий в 1,5 млн. руб., расходы федерального бюджета могут составить 1,7 млрд рублей. Большая часть из это суммы придется на электробусы – 1,35 млрд. руб.
Серийного производство электробусов в России нет ни у одного производителя – пока идут опытные эксплуатации. Ближе других к решению задачи подошло ЗАО «Тролза», расположенное в городе Энгельсе Саратовской области – серийные выпуск электробусов может начаться на предприятия уже в этом году.
Эксперты считают проект перспективным, основные сложности здесь – не технического, а финансового характера. Электробусы, как правило, вдвое дороже обычных автобусов или троллейбусов: 16-18 млн. рублей против 7-8 млн. руб. В тоже время, по оценке компании Drive Electro, использование 100 электробусов вместо 100 современных автобусов позволяет экономить на топливе 108 млн руб. в год, сокращая срок окупаемости электробусов до 5–6 лет.
По словам гендиректора ЗАО «Тролза» Ивана Котвицкого, в этом году завод планирует провести сертификацию и запустить серийное производство электробуса на литий-ионных батареях компании «Лиотех» из Новосибирска. Электробусы планируется поставлять в города, принимающие Чемпионат мира по футболу-2018. В условиях девальвации рубля перспективным выглядит и продвижение новой техники на европейские рынки.
— Опытный образец электробуса с пробегом до 100 км без подзарядки, сейчас проходит обкатку в Ярославле, — рассказал Котвицкий на заседании актива Энгельсского района. – А троллейбусы с автономным ходом, запущенные в производство в 2014 году, у нас уже приобрели Нальчик и Тула.
По словам Котвицкого, «Тролза» сейчас занимает 70% российского рынка, при этом себестоимость выпуска троллейбусов впервые стала ниже себестоимости автобусов стандарта евро-5.
Напомним, что ЗАО «Тролза» входит в ГК «Букет». Низкопольный троллейбус «Мегаполис» вошел по итогам 2014 года в «100 лучших товаров России».